Когда родители рассказывают о своем детстве, это звучит очень романтично. Они восхищаются бесконечными играми, говорят, как они бегали с друзьями по улицам, лазали по деревьям и дурачились. Или сидели в своих комнатах, глядели в потолок, играли с куклами и машинками, рисовали на обоях. Они мечтают о жизни, в которой они сами были в течение многих часов неконтролируемыми. Они понимают прелесть бесконтрольности.
И все же многие воспитывают своих детей полностью противоположно: родители контролируют их на каждом шагу, они мучают их 4 дня в неделю уроками фортепиано, обучают балету, раннему английскому или скрипке, таскают на уроки йоги, живописи или гимнастики. Да мало ли чем можно занять сегодня ребенка! И если ребенок приносит домой первую тройку, перечеркивается последний выходной, чтобы в срочном порядке позаниматься с репетитором.
Но где же личное пространство ребенка? Где те места, где он может играть свободно, неконтролируемый родителями? Ребенок уже в раннем возрасте может требовать для себя свободы. Только научившись писать, он может вывесить на двери своей комнаты знак запрета.Родители мягко улыбаются, но очень нервничают: что он делает там, за закрытыми дверями? Занимается ли он чем-то полезным или просто валяет «дурака»? Многие живут в постоянном в страхе, пока дети не вырастут. А вдруг что-то пойдет не так? Что делать, если единственный ребенок плохо учится? Если он не любит спорт? Нетворческий? В конечном итоге ненавидит школу? Что делать, если он попадет под влияние плохих друзей и сделает пьянство своим хобби? Что делать, если дочь приехала вечером на чужом автомобиле? Или забеременела в 16?
Многие родители живут под девизом: доверие хорошо, но контроль лучше. И лучше требовать больше, чем меньше. В конце концов, ребенок становится похож на растение, взращенное на искусственной почве – растет, но не дает ярких цветов. А то может и завянуть.
Детство должно быть основано на играх. Играя, ребенок оценивает свои возможности, выстраивает свои границы. Не зная достаточно хорошо их пределы, он не может правильно оценивать риск. Малышей в начальной школе обеспечивают телефонами, чтобы отслеживать их местонахождение, постоянно делать проверочные звонки и держать «на коротком поводке». Это значит: я не доверяю тебе, я не верю в тебя. Возможно, социальные сети так привлекательны сегодня, потому что это последние места, где молодые люди остаются без родительского надзора.
Времена романтического детства остались в прошлом. Сегодня ребенок — символ статуса семьи, его не выпускают из поля зрения. Его воспитание и образование – это бизнес-план, который должен осуществляться пункт за пунктом.